"Свет в конце тоннеля" ( Газета«Тюменская область Сегодня», ноябрь, 2009г.)
Свет в конце тоннеля.
( Газета«Тюменская область Сегодня», ноябрь, 2009г.)
Как бывший школьный психолог, наверное, не ошибусь, если скажу, что, каким бы «правильным» с точки зрения науки ни было психологическое сопровождение ребенка в школе, самыми слабыми местами всегда оставались периоды адаптации бывшего дошкольника к обучению в первом классе и бывшего ученика начальной школы -- к пятому классу. Средствами одной лишь психологии помочь преодолеть эти стрессы всем ученикам просто невозможно. Хотя бы потому, что психолог в лучшем случае один на всю школу, а учителя -- люди разные.
В море программ
Но теперь, похоже, помощь идет еще в одном направлении. На днях в Тюмени состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней дошкольного, начального и основного общего образования». Инициаторы -- департамент образования и науки Тюменской области и Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). География, представленная 350 делегатами, достаточно широка: Омская и Курганская области, ХМАО, Красноярский край, Москва, Самара, Тюмень, районы юга области.
Тюменский регион -- лидер по многим параметрам в развитии российского образования. В отношении непрерывности и преемственности, по словам ректора ТОГИРРО Ольги Ройтблат, тоже уже есть опыт, которым можно поделиться.
-- В настоящее время в распоряжении учителя большое количество программ, -- заметила Ольга Владимировна. -- Их создание поставлено на рельсы бизнеса. Но как учителю сориентироваться в этом потоке, разобраться в вариативности программ? Точечные эксперименты велись всегда. Однако если ЕГЭ «тряхнуло» все общество, то в плане предшкольного образования такой активности пока нет.
Можно говорить, что родители мало информированы о том, какие программы существуют и что они могут дать ребенку. Однако, бывают и такие ситуации: учителя увлеченно рассказывают родителям о программе «Школа 2100», один папа поднимается и говорит: «Я все понял, скажите, куда платить две сто?» Уж если педагогам не всегда просто определиться с выбором программы, то надо ли «грузить» этим родителей и предоставлять им окончательный выбор? Вопрос.
Талантливый учитель по любой программе даст хороший результат. Но должен быть инструмент, который позволил бы и рядовому педагогу дать качественное образование. В России есть несколько программ, которым в ходе «естественного отбора» чаще отдавалось предпочтение: система Занкова или Эльконина и Давыдова, «Школа 2100» и др. Почему бы эти системы обучения не расширить в том же ключе на дошкольную и основную общую школьную ступени? Именно эта идея и возникла в умах современных творческих педагогов. Дело за «малым»: разработать соответствующие программы для дошколят и для подростков.
Обучение в одном ключе
-- Сейчас чаще всего происходит так: например, дети учат русский язык с первого по четвертый класс по программе «Школа 2100». А когда приходят в пятый класс – там не только учитель другой, но еще и совсем другие подходы в изучении предмета, -- поясняет Ольга Федоскина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО. -- В течение многих лет складывалась позиция: мы не выстраиваем преемственность, потому что нет соответствующих учебников. Теперь такие учебники появились. 20 учреждений в восьми районах области участвовали в их апробации. Мы хотели посмотреть, как будут откликаться педагоги и ученики на новую систему обучения в среднем звене. И, надо сказать, процесс пошел: учитель по-другому посмотрел на ребенка. Материал предметов выстроен так, что нет резкой смены позиции содержания, есть приращивание компетенций. Учитель получил инструмент, позволяющий создать продолжение того интеллектуального и эмоционального поля, в котором ребенок пребывал в начальных классах. В Тюменской области используется шесть вариативных программ.
Департамент образования и ТОГИРРО заинтересованы в том, чтобы учитель основной школы подхватывал позиции начальной школы, здесь и будут реализовываться принципы преемственности и непрерывности обучения. Эта проблема обсуждается и решается на федеральном уровне. Объявлен эксперимент по апробации ряда учебников для основной школы, которые органично продолжают развивающие программы начальной школы. Пока имеются продолжение системы Занкова, комплект учебников «Гармония», некоторые другие.
-- Мы пытаемся выстроить единое образовательное пространство в рамках региона, -- продолжает Ольга Владимировна, -- и видим свою задачу в том, чтобы обучение было выстроено по содержанию и методически в одном ключе. Дошкольное образование тоже увязано в этом процессе. На региональном уровне отрабатывается технология диагностики готовности ребенка к школьному обучению. Разработана индивидуальная карта ребенка как региональный стандарт, она едина для любой программы. В ней отражены все школьно значимые функции и параметры ребенка. При поступлении в школу она будет не менее значима, чем медицинская карта. Для учителей начальной школы предусмотрены семинары, где мы будем учить педагогов, как обеспечивать ребенку преемственность между детским садом и школой. Сегодня ребенок пока еще испытывает на себе эти разрывы между разными ступенями обучения, проходит периоды дезадаптации, и надо постараться сделать так, чтобы эти разрывы устранить.
По естественным законам
Активизацию научных и экспериментальных исследований в области разработки оптимальных подходов к решению проблемы преемственности образования детей на различных образовательных ступенях отметила и доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета Наталья Конышева.
Она заострила внимание участников конференции на здоровье нынешних школьников. Не секрет, что оно зачастую оставляет желать лучшего. Причины Наталья Михайловна видит в самой школе: высокая учебная нагрузка, интенсификация процесса обучения, низкая деятельностная активность детей, нерациональное питание, раннее поступление в школу (до 6,5 лет). Вербальное обучение, то есть объяснение материала на уроке словами, оказывается, способствует развитию неврозов, и предпочтение следовало бы отдавать «обучению на основе активных сенсорно-развивающих методик и продуктивной преобразовательной деятельности детей». Иными словами, настало время больше внимания уделять развитию образно-чувственной сферы и творчества школьников.
-- Необходима разработка принципиально новых научных и практических путей образования дошкольников и младших школьников, которые позволили бы перевести его из плоскости непрерывной интенсификации обучения и развития в плоскость более строгого учета функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка, -- подчеркнула ученый-педагог из Москвы. Как вариант она представила программу «Ступеньки детства» для дошкольной и начальной школьной ступеней, которая, наряду с познавательным, предполагает художественно-эстетическое развитие, игровую и свободную деятельность по интересам, творческий досуг.
В рамках обсуждения педагоги отмечали, что вариативность программ дошкольного обучения очень высока, это затрудняет процесс преемственности. Равно как и отсутствие федеральных стандартов в предшкольном образовании. Специалисты ТОГИРРО как областного методического центра поставили перед собой задачу соединить то, что прежде лишь сменяло одно другое. И уверены: все получится.
-- Для нас ничего невозможного нет, -- улыбается Ольга Ройтблат. -- Мы стараемся делать все, чтобы помочь педагогу. Если не в состоянии что-то дать сами, приглашаем специалистов из других регионов России, они приезжают и помогают. Сейчас ведется и близок к завершению компьютерный банк данных педагогов и детей. Значит, в нашем распоряжении будет персонифицированный банк данных образования Тюменской области. Это позволит оперативно оказывать адресную помощь, и при необходимости быстро вносить коррективы. Сегодня мы словно увидели свет в конце тоннеля.
Что ж, будем надеяться, что искания и усилия не напрасны, и современное образование сможет найти новый баланс с учетом всех сторон развития ребенка.
Людмила ФИЛАТОВА .
Мнение
Ольга Викторовна БЕРЕЗИНСКАЯ, учитель начальных классов школы № 2, с. Абатское:
-- Современные дети не такие, как раньше. Они более открытые, больше готовы принять в себя, хотят сами принимать решения. Не случайно в настоящее время в образовании на первом месте – личность ребенка. Раньше учитель был помещен в определенные рамки, теперь же есть возможность творить. Но, действительно, нужна преемственность между детским садом и школой, между начальным и средним звеном. Чтобы были общие принципы и подходы. Напримен, программа «Школа 2100» уже разработана для детского сада и для начальной школы, и дети в первом классе хорошо откликаются на нее. Программ много, они все развивающие, выдают одинаковые стандарты, поэтому можно пользоваться любой, если она обеспечивает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Людмила Яковлевна НЕБОРСКАЯ, директор детского сада № 123, г. Тюмень:
-- В какой-то период педагоги-практики были отринуты, шел поиск новых программ. Сейчас идет возврат к практическому опыту, к традиционному воспитанию. Практика есть практика. Человек создан быть счастливым. Мы пытаемся выстроить демократическое общество, когда человеку предоставляется множество возможностей, и если мы не будем давать ребенку права выбора друзей, ситуаций, деятельности – мы просто обедним его в развитии.
Людмила Михайловна ВИКУЛОВА, директор детского сада № 75, г. Тюмень:
-- Сейчас на первом месте -- состояние здоровья ребенка. Там, где руководители понимают ситуацию и не «долбят» в угоду интеллекту, совершенно другая атмосфера в коллективе, взаимодействие с родителями по-другому выстраивается, и там дети не страдают от избыточной нагрузки. Руководитель при этом является неким буфером или фильтром, который понимает, что нужно дать, а что можно отринуть. Как правило, такие руководители, по-настоящему знающие, что такое дошкольное образование, вырастают из коллектива, а не «спускаются» сверху.