УЧИТЬСЯ НА ХОРОШЕМ –ЗАРАЗИТЕЛЬНО

Два года назад институт защитил концепцию своего развития на период до 2010 года. Цель ее высока - определение стратегии образовательной системы тюменской области и ее научно-методическое, организационное, педагогическое обеспечение. Концепция предусматривает четыре приоритетных направления деятельности - четыре вектора движения.
 

ВЕКТОР ПЕРВЫЙ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Лидеры областной олимпиады школьников 2007 года по английскому языку. В центре – ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат, четвертый слева – директор русско-британской школы «Top level» Георгий МахвиладзеКто владеет информацией, тот владеет миром. Актуальность этого, старого как мир, тезиса становится все более очевидной. В том числе и для образования.

Неудивительно, что в качестве первичного направления собственной работы ТОГИРРО обозначил информационно-аналитический вектор. При этом институт ставил перед собой несколько задач. Прежде всего - изучить и сформировать социальный заказ жителей региона на образовательные услуги, участвовать в создании информационно-аналитических ресурсов.

Кроме того, планировал сопровождение системы мониторинга процесса функционирования и развития образования Тюменской области, создание информационного банка о состоянии региональной образовательной системы.

Начнем с конкретного примера.Сегодня учителя начальной школы занимаются с учениками по шести программам, среди которых программа развивающего обучения академика Л. Занкова, «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Школа-2100», «Гармония», «Школа России». Какая из них эффективнее?

Если не дает ожидаемого результата, то кто в этом виноват: сама программа, способности учеников или низкое мастерство педагога?

Ответить на эти и другие вопросы поможет ноу-хау ТОГИРРО - персонифицированная база данных профессионального уровня учителей образовательных учреждений юга Тюменской области. Она позволит работать с педагогами индивидуально. В зависимости от их потребностей.

Уже сегодня сведения из информационного банка об уровне компетентности конкретного учителя (как онПредседатель жюри областной олимпиады школьников по технологии 2007 года, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой профессионального образования ТОГИРРО Клавдия Красикова в кругу победителей готовит своих учеников к единому государственному экзамену, как эти результаты выглядят в динамике по каждому муниципальному образованию и по каждому предмету) используются при планировании дифференцированной подготовки предметников. А также при определении возможностей повышения их квалификации (качество программ, уровень преподавания, профессионализм). В 2007-2008 учебном году имеющуюся базу данных планируется дополнить сведениями о результативности работы учителя как классного руководителя. ТОГИРРО трудится и над организацией и проведением ЕГЭ, постоянно совершенствуя его информационно-аналитическое сопровождение. За четыре года специалистами института созданы информационные банки по выпускникам основной средней и начальной школ, учащимся восьмых классов. Созданы базы данных контрольно-измерительных материалов для тренировочного тестирования учащихся 11-х, 9-х и 4-х классов. Кроме того, есть банк данных контрольных работ по проверке того, как сформированы общеучебные умения и навыки

у четвероклашек, восьмиклассников и десятиклассников, а также база результатов психологического тестирования учащихся.

Сегодня в ТОГИРРО формируются базы данных по всем предметам, образовательным программам, позволяющие прогнозировать их потребность. В рамках мониторинга развития системы регионального образования системно проводятся социологические опросы, которые позволяют выявить отношение школьников и их родителей к наркомании, токсикомании, курению, алкоголизму и другим асоциальным явлениям. Выводы исследований позволяют образовательным учреждениям корректировать учебно-воспитательную работу, в том числе с семьей.

Благодаря договору, заключенному ТОГИРРО с Брянской научно-производственной организацией «Медиаресурсы для образования и просвещения», в этом году удалось издать 57 дисков с мультимедийными методическими пособиями «Золотые уроки», которые отражают опыт лучших школ и учителей Тюменского региона.

ВЕКТОР ВТОРОЙ. ПРОЕКТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Без верного прогноза нет эффективного управления. Поэтому прогнозирование, проектирование, разработка и внедрение программ, способных обеспечить стратегическое развитие системы регионального образования, стало для ТОГИРРО еще одним приоритетом. Причем в различных областях - экономики и правового сопровождения образования, обеспечения доступности качественного образования, организации и управления инновационными процессами. Так, в 2006-2007 учебном году по заказу департамента образования и науки Тюменской области разработаны концепция качества образования региона и проект ее реализации.

«Дерзайте, вы талантливы!» доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО Наталья Фаизова награждает победительниц областной предметной олимпиады школьников 2007 годаРезультаты мониторинга свидетельствуют о позитивной тенденции: повышается интерес педагогических коллективов к экспериментальной работе. В связи с этим возросло количество заявок на разработку программ развития школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. В частности, в прошлом году сотрудниками института было создано 25 подобных проектов.

Обновление содержания образования потребовало серьезного, специально организованного научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учебных заведениях.

Как известно, в этом году по итогам первого российского конкурса субъектов Российской Федерации, активно реформирующих сферу образования, Тюменская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом названа пилотным регионом. Точнее, регионом, который может выступать консультантом для других территорий страны по методической поддержке претворения в жизнь комплексных проектов модернизации. Сегодня ТОГИРРО подписан контракт с Министерством образования и науки РФ на подобную важнейшую работу. Уже в ноябре 2007 года ТОГИРРО выступает в этом качестве, принимая гостей из Астраханской, Курганской и Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО, а также многочисленные делегации из Бурятии и Калининградкой области на научнопрактическую конференцию «Развитие региональных образовательных систем в условиях реализации комплексных проектов модернизации образования».

В рамках государственного контракта Федерального агентства по образованию специалистами института разработаны техническое задание по проекту, концепция и этапы ее реализации по теме: «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменской области».

Весь 2007 год институт претворяет в реальность проект «Академия учителей», предусмотренный международной программой «Майкрософт «Партнерство в образовании », а также программу «Двенадцать месяцев» - в масштабах российского эксперимента по предшкольному образованию.

***

- Движение по первым двум векторам нашей работы, - сказала ректор Тюменского областного института развития регионального образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России Ольга Ройтблат, - дало нам видение перспектив.

И когда в стране было объявлено о приоритетном национальном проекте «Образование», мы во многом оказались к нему готовы. ПНПО вошел в нашу деятельность весьма органично.

Прежде всего институт взял на себя консультационную, методическую и информационную помощь всем участникам нацпроекта. Так, в 2005- 2006 учебном году сотрудники ТОГИРРО принимали участие в разработке российских критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и лучших учителей, определяли региональные показатели этих критериев.

Обучили 424 человека. Участвовали в проведении конкурсов - инновационных образовательных программ и лучших школ, внедряющих инновационное образование. В том числе проанализировали итоги этих творческих состязаний и предложили, как можно использовать бесценный опыт победителей. На пользу другим. Подготовили 49 опытно-экспериментальных площадок самого института.

На старте национального проекта в Тюменской области действовало 114 экспериментальных площадок. В нынешнем году, как и в прошлом, 32 образовательных учреждения области стали лидерами регионального тура конкурса инновационных школ России, из них 21 процент работают по программам здоровьесбережения.

- Важно понимать, - подчеркнула Ольга Ройтблат, - нацпроект - это не раздача денег, не одноразовое вливание финансов в сферу образования, как думают многие, а стимулирование лучших педагогов и школ.

***

Еще одно направление ПНПО - информатизация образования. В условиях активного внедрения информационных, коммуникационных и интернеттехнологий в образовательный процесс особенно остро встает проблема: как подготовить педагогов, готовых к применению в своей работе современных достижений науки и техники.

Сотрудниками ТОГИРРО создан интегрированный курс по использованию информационных технологий в преподавании школьных предметов.

Создаются условия, чтобы повысить мотивацию педагогических работников, побудить их к росту своей ИКТ-компетентности. В прошлом и нынешнем учебных годах свою квалификацию в данном направлении повысили 948 учителей области. Институтом организована выставка «Информационные технологии и международные программы ». Проведены три видеоконференции: «Информатизация образовательного процесса», «Государственные стандарты второго поколения», «Государственно-общественное управление: общественная ответственность за подрастающее поколение».

Осуществляется проект по научно-методическому сопровождению программного комплекса «Net-школа». Эти комплексные информационные системы в масштабе одного образовательного учреждения сегодня установлены практически во всех школах Тюменского региона. При этом они могут стать сегментом «Сетевого города».

ТОГИРРО продолжает реализовывать программу «Новая жизнь старому компьютеру». Планирует помочь Автор «Сонатал-педагогики » доктор медицинских наук, действительный член академии педагогических и социальных наук Михаил Лазарев вручает сертификат об окончании международной летней школы «личность до рождения» старшему преподавателю ТОГИРРО Елене Окуневойсозданию ресурсных центров на базе отдаленных школ и сервисных центров в сельских районах. На основе опорных школ развивает тьютерское движение по различным направлениям, например, «Обучение использованию интерактивных досок на основе специализированного программного обеспечения по всем предметам», «Внедрение дистанционного обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями» и др.

Особо подчеркнем, что свою работу в этом направлении институт выстраивает в соответствии с основными мероприятиями информатизации в образовательных учреждениях Тюменской области. Генератором идей и главным двигателем процесса является созданный в институте центр информатизации и компьютеризации.

ТОГИРРО является региональных учебным центром Майкрософт «Академия учителей», созданным в рамках договора о сотрудничестве в реализации программы «Партнерство в образовании». Институт имеет право организовывать сертификационные экзамены для работников образования, учащихся, студентов и других заинтересованных лиц по сертификационным программам «Microsoft Office Specialist» и «Internet Computing Core Sertification».

***

Главный федеральный инспектор по Тюменской области Владимир Ульянов вручает заслуженную награду проректору ТОГИРРО по научной работе и стратегическому развитию отрасли, доктору педагогических наук Наталье Миловановой О таком направлении приоритетного национального проекта «Образование » как «Повышение уровня воспитательной работы в школах» хочется сказать особо. Ведь воспитание подрастающего поколения сегодня на государственном уровне признано одной из главных, стратегических задач развития современного общества, составляющей основу безопасности страны. Неслучайно воспитание в Тюменской области возведено в ранг приоритетов регионального образования. Наряду с качеством обучения и сохранением здоровья учеников.

В 2006-2007 учебном году в ТОГИРРО была разработана система повышения квалификации для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений - заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов. На семинарах и курсах обучилось почти 2,5 тысячи человек.

Специалистами института рождена программа по проблемам воспитания для дистанционного обучения. По этим же вопросам созданы учебно-методические пособия, образовательные программы и модули, которые включены во все курсы. В планах института - подготовка серии мультимедийных методических пособий с видеоматериалами о классных часах, родительских собраниях, воспитательных мероприятий лучших «классных мам» Тюменской области.

По заявкам территорий институт разрабатывает и методически сопровождает программы «Воспитание» - на школьном и муниципальном уровнях. ТОГИРРО созданы экспериментальные площадки, где отрабатываются разные модели воспитательных систем, в том числе с учетом специфики сельской и городской школ. Разработана серия из 9 книжек по планированию воспитательной работы, в том числе по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Сегодня специалисты ТОГИРРО взяли на вооружение и внедряют в практику идеи Сухомлинского «Школа для всех» и Макаренко, особенно по работе с детьми группы риска.

***

Эффективной работы учебных заведений, высокого качества обучения невозможно достичь без Учиться надо весело! Встреча главных читателей учебных книг по русскому языку и литературному чтению с их автором — кандидатом педагогических наук, членом-корреспондентом АПСН, президентом МОО «Школа 2100» Рустэмом Бунеевым взаимодействия власти и широких слоев общественности. Демократический, государственно-общественный характер управления - один из принципов государственной политики в области образования. И одно из важнейших условий существования современной образовательной системы России.

За два года до объявления ПНПО Тюменский областной институт развития регионального образования выиграл грант Национального фонда подготовки кадров и начал осуществлять проект «Общественная ответственность за образование».

Еще в 2005-2006 учебном году ТОГИРРО были разработаны модели государственно-общественного управления образованием. Созданы образовательные программы для общественных управляющих и консультантов. Проведена учеба руководителей учебных заведений, председателей управляющих советов, муниципальных служащих и даже учащихся - всего свыше полутора тысяч человек.

Опыт, накопленный специалистами ТОГИРРО, уже широко применяется другими регионами страны. Изданы методические пособия, проведены «круглые столы», межрегиональная конференция, мониторинг результатов внедрения новшества. Сегодня управляющие советы созданы в 98 процентах школ Тюменской области. В компетенции этих институтов общественного участия - многие темы. В частности, они решают вопросы организации образовательного процесса, регулируют оптимальное использование имеющихся ресурсов, обеспечивают соблюдение прав и интересов учащихся, педагогов и родителей, влияют на распределение премиального фонда при новой, отраслевой, системе оплаты труда, более двух лет назад внедренной в регионе. Сегодня педагогическая общественность ведет речь о распространении такой формы управления на дошкольные учреждения.

ВЕКТОР ТРЕТИЙ. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

Окно в тайны природыПостоянное, системное самосовершенствование педагогов, в том числе профессиональное, соответствующее запросам современности, - необходимое условие модернизации российского образования.

ТОГИРРО разработал, в том числе по заявкам регионов, более 30 образовательных программ повышения квалификации, связанных с актуальными вопросами реформирования отрасли. Они рассчитаны на педагогические и управленческие кадры, специалистов органов управления образованием и финансово-экономических служб образовательных учреждений и организаций и пр.

Наряду с традиционными курсами повышения квалификации и переподготовки кадров среди педагогов возросла потребность в обучающих семинарах, продиктованная новыми социально-экономические условиями развития системы образования Тюменской области, ее активным вхождением в рынок. Об этом свидетельствуют такие цифры: если в 2004-2005 годах слушателей семинаров ТОГИРРО оказалось немногим более 2,1 тысячи человек, то в прошлом году - уже свыше 8,8 тысячи. Причем совершенствуется система краткосрочных курсов в удобное для учителей время и в приемлемой для них форме.Юные проверяют науку на вкус и цвет

- Педагог, - делает акцент ректор ТОГИРРО, - волен выбирать: заниматься ли ему в рабочие дни или в выходные, в течение всего учебного года или летом. Сегодня учителя всего мира учатся во время каникул, чтобы не мешать учебному процессу.

Может - очно, а может - дистанционно. Смысл информатизации в том, что она позволила принести образовательную услугу учителю на дом. С сентября 2006 года институт начал эксперимент по введению накопительной системы повышения квалификации слушателей, наподобие той, что применяется в Москве, Санкт-Петербурге. Цель нововведения - создать условия для непрерывного образования педагога, что позволит ему самостоятельно конструировать образовательный маршрут, определять индивидуальную траекторию профессионального роста. С учетом своих потребностей, нерешенных проблем. Ведь есть опытные учителя, а есть - только начинающие...

140 педагогов области уже в этом году стали работать по новой системе. - Главное, - заметила Ольга Ройтблат, - учитель учится не потому, что грядет аттестация, а потому, что он сам этого желает. Для него это профессиональная и жизненная потребность.

ТОГИРРО - не просто высшая школа для педагогов, но - научная школа. В 2002 году в институте была открыта аспирантура. Здесь успешно защитили кандидатские диссертации 17 человек. Сегодня в ней проходят подготовку 24 аспиранта и 52 соискателя из разных территорий области и других регионов. Тематика исследований соответствуют направлениям инновационной деятельности института: качество образования и здоровьесберегающие технологии, профессиональное образование, профильная школа, безнадзорность несовершеннолетних, обучение одаренных школьников и др.

ВЕКТОР ЧЕТВЕРТЫЙ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Школа сотворчестваСтендовые уроки, предметные олимпиады, учебно-тренировочные сборы кандидатов в российские сборные, интеллектуальный марафон четвероклассников-«занковцев», многопрофильная школа для одаренных детей, областные конкурсы, в частности, «Учитель года» и «Сердце отдаю детям», научные конференции, такие как «Шаг в будущее», фестивали... Хлопотное и одновременное приятное это дело - разработка, организация и участие в этих и других проектах разного уровня, направленных на повышение профессионализма педагогических кадров, на работу с семьей на воспитание, обучение и развитие детей и подростков.

В Тюменской области исходят из того, что работа с одаренными ребятами - фактор повышения качества образования. Скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребности в людях, которые обладают нестандартным мышлением, вносят новое содержание в производство и социальную жизнь, умеют ставить и решать задачи, относящиеся к будущему.

- Создать для талантливых, способных ребят условия для развития их одаренности, - считает ректор ТОГИРРО, - одна из наших приоритетных задач. Ведь полное раскрытие потенциала ребенка важно и для него самого, и для всего общества.

 

P.S. Сказанного, полагаем, достаточно для утверждения: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования сегодня является уникальной структурой, во многом - флагманом среди других подобных структур. Но позволим себе еще одно доказательство...

В основу организации ТОГИРРО положена матричная структура, как наиболее сложный и современный ее тип. Он сочетает в себе «классическую» механическую структуру с инновационной, проектной. «Матрица» наиболее гибка, ориентирована на достижение положительного результата, быстрее реагирует на требуемые изменения. Что очень важно в стремительно меняющейся реальности. Подобная структура предполагает формирование мобильных групп. Их может быть сколь угодно много. Они организовываются поэтапно для решения конкретных задач, после чего распадаются. И очень экономичны. Создание мобильных организационных структур, оказывающих образовательные услуги, - один из тех китов, на которых строится сегодня стратегия ТОГИРРО. Прибавьте к нему и другие основы, позволяющие развивать институт как учреждение образования для взрослых. В частности, многоуровневый характер повышения квалификации и профессиональной последипломной подготовки специалистов.

Ее полифункциональность. Направленность на практику: от информирования педагогов до сопровождения внедрения и развития. Адекватное реагирование на инновационные процессы, на все новое, что происходит вокруг. Думаем, такая стратегия могла бы стать достойным примером для других регионов России. Учиться на хорошем заразительно.

 

Журнал Уральского Федерального округа "Национальная стратегия. Территория - Тюменская область" (ноябрь 2007г.)