Время диалога: учитель, власть, общество

 

Школьное образование останется бесплатным, а зарплата учителей вырастет на треть. Такие заверения получили из первых рук делегаты VI съезда Всероссийского педагогического собрания.

№101 (5309)
15.06.2011
Елена Суслова

Учительский стабфонд

Съезд ВПС, как мы уже сообщали, состоялся в Москве и был посвящен теме «Учитель, семья, общество - инновационные модели взаимодействия».

Приветствуя делегатов, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова проинформировала: за пять лет существования возросла численность членов общественной организации (в настоящее время в ее рядах значится более 320 тысяч человек), количество региональных отделений достигло 73, местных - 916. Сформирована практика конструктивного диалога ВПС с органами государственной и муниципальной власти по наиболее актуальным проблемам: право на образование, совершенствование ЕГЭ, разработка государственного стандарта общего образования и др.

Ежегодно ВПС проводило как федеральные, так и региональные мероприятия: съезды, пленумы, круглые столы, конференции, конкурсы, дискуссии. В копилке организации - предложения повысить социальный статус педагогического работника, объявить 2010-й Годом учителя. ВПС стало одним из активных участников экспертиз проектов и новаций в сфере образования. Организовало методическую поддержку образовательных учреждений при внедрении в них новой системы оплаты труда и переходе в режим автономии. И это лишь толика сделанного.

Конечно, в отрасли, в которой занят каждый четвертый россиянин, не обходится без изъянов, но, как заметил министр образования и науки России, несмотря на все минусы, обусловленные переходным периодом, есть движение вперед. «Мы не должны бояться перемен, их век - не самый худший. Перемены - одна из составляющих частей жизни, они не бывают однозначно позитивными. И мы способны не просто справляться с вызовами времени, но и управлять ими», - подытожил Андрей Фурсенко.

Съезд проходил в Национальном исследовательском технологическом университете - бывшем Московском институте стали и сплавов. Эта деталь одному из делегатов показалась весьма символичной. Педагог надеется: важнейшее для российского образования событие усилит прочность, укрепит сплав власти, общества и школы в поиске верных решений, позволяющих поддержать нашу школу и учителей.

Примечательно: большой педсовет начал свою работу весьма демократично - с дискуссий. Они велись на 12 площадках и охватили весь спектр болевых точек российского образования. Педагоги страны обсудили, в частности, как организовать реальное государственно-общественное управление в школе. Что необходимо предпринять для обеспечения высокого качества образования? Как повысить статус учителя и снизить бюрократическую нагрузку на средние учебные заведения? Как создать условия для формирования нравственного здоровья школьника? Почему школа недостаточно учит детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих? Вообще существующие проблемы, как иронично заметил один из делегатов форума, - это учительский стабилизационный фонд. Чем проблем больше, тем пристальнее внимание к образованию...

Как растят элиту?

Бывают же в жизни совпадения! Стоя в длиннющей очереди, чтобы попасть в кулуары съезда, неожиданно услышала за спиной реплику. Учитель из Калининграда с восторгом рассказывала коллегам, как накануне она участвовала не только в самой массовой, но и самой интересной дискуссии, слушала таких мастеров российской педагогики, которым под стать быть министрами образования.

Речь шла о дискуссионной площадке «Нестандартные стандарты, или Чему учить детей?» Что и говорить, тема - животрепещущая. Поверхностное прочтение документа и поспешные публикации в СМИ о том, что внедрение стандартов обернется преподаванием в школе лишь трех-четырех обязательных предметов, вызвали в обществе бурную негативную реакцию. Но ничего подобного в том и уже новых проектах федеральных государственных образовательных стандартов, в голос твердили выступающие, не было и нет.

Вести непростой диалог организаторы доверили ректору Тюменского областного государственного института развития регионального образования, народному учителю России Ольге Ройтблат. Думаю, в том, что разговор действительно получился содержательным, хотя и не бесспорным, есть большая заслуга Ольги Владимировны, заранее пригласившей поучаствовать в дискуссии тех личностей, которые имеют свой голос в педагогике.

По большому счету Тюмень открыла если не столице, то всей стране золотой фонд российского учительства. Взять хотя бы давно известного тюменским педагогам Артура Зарубу. На сей раз абсолютный победитель «Учителя года России - 1992», учитель музыки Ломоносовской школы Москвы, кандидат педагогических наук говорил о целой цепочке несоответствия признанным стандартам. Воспитатель детского сада, к которому приводят дитя, выговаривает родителю: «Ваш ребенок нестандартный, с ним невозможно...» Далее несмышленыш подрастает до первоклашки, и уже учитель сетует: «Ваш сын не подготовлен к школе». Затем подобные претензии педагоги старших классов предъявляют уже к самой начальной школе. Через одиннадцать лет преподаватели вузов негодуют по поводу школьного образования, а через пятилетку уже высшей школе достается от работодателей за «некачественный продукт»...

Артуру Викторовичу нравится, что в «нестандартных стандартах» многие вещи прописаны по-взрослому. В них определены результаты образования, причем не только те, что касаются овладения предметами. За десять лет учебы в школе, убежден педагог, можно успеть сформировать личность ученика, научить его строить жизненные планы, определять цели и добиваться их исполнения.

Но... Нашей стране всегда хорошо удавалось лишь прописывать идею: «Все советские люди к 1980 году будут жить при коммунизме», «Каждой семье - по квартире»... Вот и обсуждаемый проект новых стандартов общего образования предписывает, что выпускник школы должен, к примеру, владеть навыками проектно-исследовательской деятельности. Реально ли это? И кто этому способен научить?

Простой пример. Благодаря стандартам начальной школы, которые в экспериментальном порядке уже внедряются в регионах России (в том числе в Тюменской области), в отдельных учебных заведениях появились некоторые диковинные музыкальные инструменты, но они... молчат. И заиграют ли в будущем - неизвестно. Учителя не знают, как с ними обращаться. Кто введет их в процесс преподавания? Выходит, систему квалификации учителей следует поднимать на другой уровень, способный обеспечить педагогу свободу выбора, а государству - получить эффект от вложенных средств.

Артур Заруба констатировал: за рубежом все образование опирается на искусство. В Америке не найдется ни одной школы, где бы не было духового оркестра из ста человек. У нас же музыка и изо отнесены к предметам «по выбору». А это чревато печальными для нации последствиями: тотальным падением культурного уровня, утратой высших духовных традиций и самобытности.

Кстати, Александр Сайбетдинов, директор губернаторского Светленского лицея из Томской области, где рейтинг значимости возглавляют именно изо и музыка, затем идут предметы гуманитарного цикла, а уже после - естественно-математического, констатировал: качество образования воспитанников выросло, нет проблем с преступностью, а логическое мышление развивается... творчеством. Похоже, именно так и следует взращивать элиту.

Требуется живая дискуссия!

На второй день высокое собрание педагогов почтил своим присутствием Владимир Путин, но отнюдь не в роли свадебного генерала. Прежде всего премьер поблагодарил учителей за их труд, подчеркнув, что от качества их работы зависит национальная перспектива и конкурентоспособность страны. И процитировал философа и общественного деятеля Сергея Трубецкого, в свою пору бывшего ректором Московского университета: «В школе - будущее России на все времена».

Затем глава российского правительства тезисно изложил основные моменты, касающиеся настоящего и будущего системы образования. Остановимся на некоторых.

Реализация в стране национального проекта «Образование» позволила дополнительно привлечь в эту сферу 100 миллиардов рублей. За пять лет в два раза вырос консолидированный бюджет, предназначенный этой отрасли. В 2011 году он составил более 2 триллионов рублей. Регионы успешно воплощают в жизнь собственные комплексные проекты модернизации. В результате за время действия нацпроекта на 40% сократилось количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в 3,5 раза уменьшилось число исключенных из образовательных учреждений за неуспеваемость.

Да, немало удалось, но многое еще предстоит сделать. 20% школ в России не имеют водоснабжения, 15% - централизованного отопления, четверть - канализации. Более 900 учреждений находится в аварийном состоянии.

Но прежде важно добиться, чтобы качественное образование было доступным для каждого ребенка, в том числе инвалида. И государство обязано обеспечить для всех учащихся равные стартовые условия. Не случайно разработана и уже начинает внедряться в жизнь масштабная программа модернизации. Она призвана обновить всю школьную сеть страны, создать комфортную среду обитания и для обучающихся, и для педагогов.

Несомненно, следует всерьез заняться поиском и развитием талантливых ребят. Сфера образования, по словам Владимира Путина, должна быть социальным лифтом, обеспечивающим приток светлых голов. С такой целью уже в этом году в России будут открыты центры для одаренных детей.

В обществе активно ведется дискуссия: чему хотим научить юное поколение, каким должно быть наше образование? У отечественной системы обучения и воспитания, бесспорно, есть свои традиции и преимущества. Одно из них - бесплатность школьного образования. Это базовое положение. И оно, само собой разумеется, будет сохранено. Государство продолжит финансирование общеобразовательных учреждений в полном объеме. «Мы, - подчеркнул Владимир Путин, - будем нести 100-процентную нагрузку и по содержанию, развитию школ, и по заработной плате учителей. Сегодня она весьма скромна, в среднем по России составляет не более 15 тысяч рублей». На эти слова главы правительства зал отреагировал шумным несогласием. Премьер тут же отреагировал: «Знаю, это «средняя по больнице». В реальности - всего 6-7 тысяч, а у начинающих и того меньше».

Сегодня поставлена задача повысить заработную плату учительства. Фонд зарплаты должен возрасти сразу на 30%. А в течение двух лет заработок педагогов, как минимум, должен сравняться со средней зарплатой по экономике в регионе. На эти цели в российские регионы из федеральной казны за три года дополнительно поступят - причем целевым назначением - 120 млрд рублей. Первые 20 миллиардов уже перечислены. Кроме того, с 1 июня зарплата всех бюджетников будет проиндексирована на 6,5%. Правительство работает над тем, чтобы в этом же году провести еще одну индексацию - осенью. Причем при повышении заработной платы будет сокращена избыточная нагрузка педагогов, в частности учителей начальных классов - с 20 до 18 часов в неделю. Такое решение, по словам Владимира Путина, уже принято.

- Образование, - продолжил премьер, - не может быть обезличенным, оно обязано учитывать склонности, способности конкретного ученика. И это следует сформулировать в образовательных стандартах и отразить в новом законе об образовании. Но принятию этих основополагающих документов должна предшествовать дискуссия - широкая и открытая - словом, живая. Ограничиться совещаниями с узкими специалистами или вывешиванием предлагаемого для обсуждения текста на министерском сайте - этого мало. Подобная общественная экспертиза будет формальной и малоэффективной.

Оценка премьера

Практически на каждое выступление, которое удалось прослушать на съезде Владимиру Путину, он дал свой комментарий. Говорилось ли о необходимости сократить вал бумаг, в последнее время нескончаемым потоком обрушившийся на школу, или о привлечении молодых специалистов, формировании социального заказа, совершенствовании системы повышения квалификации.

Единственную речь, которая осталась без оценки главы российского правительства, произнес главный редактор журнала «Директор школы», доктор педагогических наук Константин Ушаков. Константин Михайлович, пока его не оборвали жесткой репликой: «Регламент!», успел высказать несколько весьма дельных и свежих мыслей.

Наши педагоги, как считает профессор, не склонны к кооперации, то есть, по спортивной терминологии, к командному виду деятельности. Современная школа воспринимается лишь как набор отдельных профессионалов. И нынешние механизмы того же материального поощрения этому способствуют. Учителям доплачивают за личный успех, а не за то, что они работают командой. А это, по мнению ученого, не дает шансов на эволюцию.

Константин Ушаков убежден: среднее образование не имеет отношения к рынку. Формирование будущего страны - это не услуга. Тем не менее для мотивации все тех же персональных достижений используются рыночные принципы. И все это - вне реального рынка...

- В обществе, - констатировал Ушаков, - существует проблема скудного социального капитала, то есть невысокого уровня доверия, что неизбежно оборачивается большими издержками. Ведь если власть не доверяет своему народу, она создает очень дорогие системы контроля. Следовательно, растет армия чиновников - и по вертикали, и по горизонтали. Педагог живет и трудится в этих условиях, и на что способен обиженный социальными обстоятельствами учитель, когда он уединяется с учениками на 45 минут в классе, одному Богу известно.

Но, судя по тому, как приветствовали премьера делегаты съезда - стоя, овациями, - российское педагогическое сообщество способно простить государству и свою нищенскую зарплату, и неподобающий социальный статус. Ведь не чинопочитанием же объясняются имевшие место в зале заседаний форума «китайские церемонии».

Порадовало одно: раз каждая реплика педагогов была услышана, практически все критические стрелы достигли своей цели, выходит, точка зрения электората для власти, по всему вступившей в предвыборную гонку, что-то значит. И за учительством признается реальная и мощная сила.

Более 320 тысяч членов из 73 регионов РФ за 5 лет своего существования объединило в своих рядах Всероссийское педагогическое собрание, став самой массовой общественной организацией в сфере образования.

15 тысяч рублей составляет, по официальным данным, средняя заработная плата учителя в России.