ЗА РОМАНТИКОЙ СЕВЕРНЫХ РЕК. СУДОМЕХАНИК РЕЧНОГО ФЛОТА -ПРОФЕССИЯ ПРЕСТИЖНАЯ


14-е профучилище уже 45 лет ведет подготовку рабочих кадров для речного флота. Его специалисты особо востребованы в регионе, где речной транспорт зачастую единственный способ попасть в труднодоступные районы области. Кроме того, как выяснилось, он самый дешевый.

- Стать автономным учреждением предложил наш учредитель - Департамент образования и науки Тюменской области, - рассказывает Тамара Евгеньевна. - Вначале в 2007 году мы перешли в статус некоммерческих организаций, потом - в автономные учреждения и сейчас воочию убедились во всех преимуществах АУ, самое главное из которых - самостоятельность в планировании своей деятельности и в определении перспектив развития. Этот статус позволил нам также повысить зарплату благодаря расширению перечня образовательных и дополнительных платных услуг.

Не забыла Татьяна Евгеньевна сказать и о том, что статус АУ помог училищу в установлении более тесных связей с предприятиями и организациями различных форм собственности, то есть со своими социальными партнерами. Благодаря этому ребята проходят ежегодную практику на различных судах. Сейчас, к примеру, училище дружит более чем с 35 предприятиями речного флота. Причем география их достаточно широка - Тюмень, Тобольск, Надым, Томск, Березово, Ханты-Мансийск, Нижневартовск... Так что за 6-7 месяцев практики 16-17-летние мальчишки могут запросто заработать 150 тысяч рублей, деньги, согласитесь, немалые. Тесное взаимодействие с партнерами помогло существенно модернизировать учебно-материальную базу училища, на базе которого, между прочим, создан ресурсный центр для подготовки рабочих для речного флота.

- Подобные центры с таким же современным оборудованием есть, насколько я знаю, только в Астрахани и Новосибирске, - с гордостью говорит Татьяна Евгеньевна.

И действительно, мальчишкам - а их здесь подавляющее большинство - можно только позавидовать. Они обучаются судовождению на самых современных тренажерах, таких как тренажер по управлению и маневрированию маломерным судном, полнофункциональный навигационный тренажер для обучения курсантов - судоводителей речного флота, тренажер судовой энергетической установки. Благодаря тесному сотрудничеству с Обь-Иртышским пароходством, возникшему в результате перехода в АУ, училище получило в свою собственность судно, которое здесь переоборудовали в учебно-тренажерный центр по борьбе за живучесть.

- Подготовка на таком оборудовании позволяет нам готовить конкурентоспособных специалистов,   соответствующих запросам работодателей, - говорит Тамара Евгеньевна. Кроме того, большое значение в училище  придается  и  общекультурному развитию ребят. Здесь, к примеру, есть лингафонный кабинет «Норд», дающий возможность индивидуального обучения, созданы локальные сети, ограниченные размерами одного кабинета.

Статус автономного учреждения позволил училищу выйти на новый уровень обеспечения качества образования. Так, здесь внедряются модульные технологии разработки учебно-программной документации и обучения на основе компетентностного подхода, создается новая стратегия взаимодействия с работодателями на основе принципа маркетинга образовательных услуг. За время, проведенное в статусе АУ, училище существенно увеличило объем своих внебюджетных средств: если в 2005 году это было 2433,9 миллиона рублей, то в 2008 году объем зарабатываемых денег достиг 11120 миллионов рублей.

Светлана РУДЕНКО

Учительская газета, №15, 14 апреля 2009 г. Тюменская область