Информационная культура
Информационная культура
Дата: 26/07/2004
Рассматриваются понятия информационная культура и информационная культура учителя.
1. Информационная культура
Говоря об информационных технологиях, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление и формирование личности, одним из важнейших компонентов этой проблемы следует выделить культуру человека в его взаимосвязи с информацией.
Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами может характеризоватьcя информационной культурой, основа которой формируется в школе.
По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры".
Критериями информационной культуры можно считать:
- умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
- эффективно осуществлять поиск нужной информации;
- умение перерабатывать информацию и создавать новую;
- умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
- наличие компьютерной грамотности.
Приведем еще несколько определений, чтобы понять многогранность данного понятия.
По мнению М.В. Макаровой, "информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы". На наш взгляд, данное определение не полностью раскрывает все аспекты информационной культуры, поскольку характеризует только деятельностную сторону.
С точки зрения А.П. Суханова, "информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".
Существуют и другие подходы к формулировке данного определения, ведь только определений «культуры» в литературе насчитывается более сорока.
На сегодня проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества в целом у учителя появляется дополнительная педагогическая задача по формированию информационной культуры школьников.
Проектируя медиа-уроки, учителю следует в постановке триады педагогических задач выделять задачи по формированию у школьников вышеупомянутых компонентов информационной культуры.
2. Информационная культура учителя
Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.
В профессиограмме деятельности учителя наряду с психолого-педагогическими знаниями и специальными знаниями своего предмета, отражены профессионально значимые свойства и личностные характеристики учителя,
В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.
К ним относится следующее.
Стремление:
- интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
- профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
Личностные качества:
- активность (профессиональная мобильность);
- ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
- согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
- уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Позиция
- отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
- стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
- утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.