Информационная культура

Информационная культура
Дата: 26/07/2004

Рассматриваются понятия информационная культура и информационная культура учителя.

1. Информационная культура

Говоря об информационных технологиях, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление и формирование личности, одним из важнейших компонентов этой проблемы следует выделить культуру человека в его взаимосвязи с информацией.

Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами может характеризоватьcя информационной культурой, основа которой формируется в школе.

По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры".

Критериями информационной культуры можно считать:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  • умение перерабатывать информацию и создавать новую;
  • умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • наличие компьютерной грамотности.

Приведем еще несколько определений, чтобы понять многогранность данного понятия.

По мнению М.В. Макаровой, "информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы". На наш взгляд, данное определение не полностью раскрывает все аспекты информационной культуры, поскольку характеризует только деятельностную сторону.

С точки зрения А.П. Суханова, "информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Существуют и другие подходы к формулировке данного определения, ведь только определений «культуры» в литературе насчитывается более сорока.

На сегодня проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества в целом у учителя появляется дополнительная педагогическая задача по формированию информационной культуры школьников.

Проектируя медиа-уроки, учителю следует в постановке триады педагогических задач выделять задачи по формированию у школьников вышеупомянутых компонентов информационной культуры.

2. Информационная культура учителя

Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В профессиограмме деятельности учителя наряду с психолого-педагогическими знаниями и специальными знаниями своего предмета, отражены профессионально значимые свойства и личностные характеристики учителя,

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

К ним относится следующее.

Стремление:

  • интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
  • потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
  • профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

  • активность (профессиональная мобильность);
  • ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
  • согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
  • уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция

  • отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
  • стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
  • утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.