Школа как точка роста общества
Школа как точка роста общества
19 января 2010
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - заявил президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию РФ. Как решается эта задача, какие проблемы стоят перед нынешней школой, чем живут современный учитель и ученик?Кто как не директор образовательного учреждения в курсе этих вопросов. Поэтому наша беседа с директором тюменской школ № 25, победителем конкурса «Учитель года Тюменской области» и лауреатом конкурса «Учитель года России» в 1997 году Виктором НЕМЧИНОВЫМ.
- 2010 й провозглашен Годом учителя. Виктор Васильевич, у вас как директора школы, наверное, есть какие-то ожидания в связи с этим проектом?
- Определенные ожидания есть. Сам факт Года учителя уже знак того, что сфера образования привлекла внимание общества. Пересматриваются некоторые позиции по организации учебного процесса, по стандартам, по ЕГЭ. Кстати, уже вводятся стандарты нового поколения, и понятно, что это потребует изменения вообще всей системы образования. Как на управленческом, так и на методическом и методологическом уровнях.
- На ваш взгляд, учитель по-прежнему является примером для подражания или у ребят сейчас совсем другие кумиры?
- Думаю, личность всегда будет примером. Если учитель является личностью, то дети буквально «вьются» вокруг него, стремятся к общению с ним. А если учитель просто выполняет роль транслятора знаний и ничего более, то ребенку такой учитель, как правило, мало интересен. Я считаю, ребенок нередко смотрит на мир глазами родителей и учителей. И об этом следует помнить.
Попытки заменить учителя только виртуальными средствами, а они есть, причем серьезные, продуманные, на самом деле пока неоправданны. Даже в дистанционном обучении мы видим контакт с учителем. Неважно, вузовский это формат или школьный. Личность учителя многогранна и в духовном плане, и в чувственном. Это по крайней мере не менее значимые компоненты, чем познавательный. Поэтому я считаю, что без учителя дальнейшее движение вперед пока не состоится.
Взять хотя бы его оценочную культуру, то, как учитель смотрит на окружающее, на происходящие в обществе события. Как относится к ребенку: отвел уроки и все или ученик интересен ему самому как личность. Здесь очень много позиций. Сколько трудов уже написано о личности учителя, но не побоюсь сказать, что это тема вечная: доверяя учителю ребенка, родитель вольно или невольно перекладывает часть своей ответственности на плечи другого. Поэтому сейчас родители, отдавая ребенка в школу, тоже стремятся найти учителя, представляющего собой личность. От того, сможет он «вытянуть» эту ответственность или нет, многое зависит в жизни ребенка.
- Директор школы может формировать коллектив личностей или человеческий фактор не всегда позволяет вести такой отбор.
- Да, несомненно, ведущая роль в коллективе у директора школы. Он может задать вектор развития, чтобы сформировать среду, которая объединяет коллектив в духовном, нравственном, профессиональном планах. Есть много директоров, которые своим умом и упорством создают школы с уникальным содержанием и укладом. Директор школы и направляет, и формирует, это однозначно. Другое дело - как. Я эволюционист в этом плане, стараюсь делать все очень осторожно. Потому что склонности и предпочтения должны «вызреть», неважно, учитель это, ученик или родитель, тогда количество переходит в качество. По-моему, учебный процесс должен строиться на эволюционных принципах. Идея - она как растение, так же взращивается, развивается, усложняется, имеет все признаки эволюционирующей системы. Если же навязывается волевым усилием, то, как правило, нежизнеспособна, носит временный характер.
- Чего, по-вашему, не хватает учителю в наши дни?
- К сожалению, учитель все-таки утратил свой прежний статус. Педагог всегда был носителем культуры и знаний, и отношение к учительству в обществе по многим позициям определялось не как к сфере услуг, а с позиций потенциала на будущее: получаешь образование - выстраиваешь свою жизненную линию совершенно по-другому, в том числе и в материальном отношении. Сейчас, к сожалению, нас все более смещают в сферу услуг, хотя таковыми мы по существу не являемся. Подчеркиваю еще раз: роль учительства - это духовная роль, роль наставника прежде всего. Потом уже знания и навыки.
Система образования по определению не может быть сферой услуг. Да, нам предоставили возможность оказывать дополнительные платные услуги, но и здесь можно просто зарабатывать, а можно развивать ребенка. Но тогда это уже не услуга, а совершенно другой формат: это дополнительная возможность расширить культурологическую и познавательную составляющие ребенка, повысить степень его свободы. Мы вынуждены идти на платные услуги, но это не самоцель.
Второй момент: социальный пакет в полной мере учителю все же не предоставлен. Да, мы находимся на относительно стабильном уровне зарплаты, это несомненный плюс, но этого недостаточно. Все же степень свободы учителя определяется возможностью, пребывая в нормальных жизненных условиях, осуществлять свои духовные и материальные потребности. К сожалению, учитель существенно ограничен в данном отношении. Это и жилье, я вынужден говорить о том, и уровень достатка, и социальное обеспечение. Здесь минусов пока много. Впрочем, есть немало и позитивных моментов.
- В своем Послании Дмитрий Медведев говорит о том, что в школе «все нужно делать с учетом индивидуальных особенностей детей». До сих пор это было на уровне педагогов-новаторов. Реально ли на фоне обязательной программы, ЕГЭ?
- Индивидуальные траектории обучения - базовая компонента любого процесса обучения. В этом процессе начинают родители, продолжают воспитатели в детском саду, потом учителя школы. И всегда идет поиск новых форм и методов обучения. Например, лет двадцать назад получил широкое распространение личностно-ориентированный подход, который в корне изменил систему образования, и многие проблемы были сняты. Тем не менее, поиск более эффективных путей обеспечения качественного образования продолжается. Здесь важно то, что сам процесс востребованности знаний учеником - он всегда индивидуален, всегда субъективен. Можно посадить в аудиторию сто человек, и в том, что будет говорить самый замечательный лектор, каждый услышит свое. Есть такой тезис: научить нельзя, научиться можно. Поэтому в настоящий момент ведется отбор и разработка педагогических технологий, обеспечивающих эффективное сочетание массовых и индивидуальных форм обучения.
Другое дело, можно ли развернуть массовый процесс в индивидуальный? Наверное, здесь нужно разводить понятия. Мы готовим ученика к различным олимпиадам и участию в конкурсах - это индивидуальный процесс? Да. Нужно ли всех готовить к олимпиадам? Нет. Потому что следует понимать, что один имеет склонности к гуманитарным дисциплинам, а другой - к естественно-научным. Зачем всех вести только в одном направлении? Это было бы неверно. Выход на индивидуальную траекторию обусловлен временем. Общую базу дает массовая школа, а вот индивидуальные характеристики надо развивать: прививать общую и духовную культуру, качество жизни. Ребенок может посидеть с родителями и подумать: что же ему нужно для будущей жизни или для сдачи экзаменов? Делайте сознательный выбор и переходите на то, что приемлемо именно для вас. В школах введена предпрофильная и профильная подготовка. Выбирайте те предметные области, которые для вас являются более привлекательными. В этой сфере не все идеально, понимаю, но в целом движение есть. Это главное. Сам ребенок должен выстраивать индивидуальную траекторию. Мы можем только помогать.
- Виктор Васильевич, в начале беседы вы упомянули о новых стандартах в школьном обучении. В чем их коренное отличие от ныне действующих?
- Да, сейчас вводятся стандарты нового поколения, и это правильно. В известном смысле декларируется переход от модели простого приобретения знаний к мыследеятельностной, но в массовом масштабе пока не перешли к ней. Первые подвижки начались в личностно-ориентированном формате и это надо поддерживать всеми силами. Да, это потребует от всех участников процесса ломки представлений. Например, если раньше учитель «разжевывал» материал, потом ребенок открывал учебник, и там все то же самое, то теперь требуется немножко другое. Сейчас включается мысль и деятельность самого ученика: он должен уметь понимать, что ему предлагает жизнь, и сам принимать решения. Мама и папа не всегда могут быть рядом, да и задачки жизнь подбрасывает все более незнакомые. Личность пребывает в своем жизненном пространстве, в своей системе духовных, культурных и нравственных установок, которым она следует.
И если мы не сформируем у ребенка совместно с обществом (имеются в виду музеи, библиотеки, кружки дополнительного образования и т. п.) систему установок, созвучных понятию «цивилизованный человек», то грош нам цена.
- Как раз на время школьного обучения приходится подростковый период в развитии ребенка. Мамы и папы нередко сетуют, что не могут справиться со своим подростком в той или иной ситуации. Что следует учитывать родителям в связи с переходным возрастом их детей?
- Во-первых, надо слушать ребенка. Слушать и понимать. Примешь или нет, это уже другой вопрос. Да, можно не принять, но понимать надо. Если понимания нет, то все рушится, и тогда недомолвки, недосказанность, взаимные претензии. Второй тезис: свои претензии на жизнь ни в коем случае не проецировать на детей. Если вам не удалось стать музыкантом, это не значит, что ребенка надо непременно учить музыке, даже вопреки его воле.
Школьный период - это период привития социального иммунитета. В жизнь он входит с уже сформировавшимися установками, ценностями, а вот если он иммунитета в школьной жизни не приобрел, к сожалению, в дальнейшем такому ребенку будет сложно. Родитель должен понимать: не всегда то, что видят глаза, следует расценивать однозначно. Большинство родителей это понимают.
Этика поведения в критических ситуациях тоже очень важна: не вставать только на позицию ребенка, но слышать и другую сторону. Поэтому третье пожелание: уметь выслушать не только того, кого защищаешь (а родитель обязан защищать своего ребенка), но и услышать других людей, которые его окружают, и грамотно скорректировать его поведение. Ну и самому надо воздерживаться от каких-то резких негативных высказываний, оценок по поводу окружения, в котором находится ребенок. Да, в школе не все бывает благополучно, но если говорить, что там вообще все плохо, недостойно и т. п., такие оценки на самом деле негативным образом скажутся на ребенке: он формирует себе философию всеоправданности, а потом это все бумерангом вернется к родителям.
Поэтому я и говорю всегда: читайте детям сказки с ранних лет, общайтесь с ними, размышляйте, оценивайте. Не старайтесь навязывать им своих умозаключений, пусть они сами к этому приходят, сами думают им оценивают ситуацию, и - мягко корректируйте, подсказывайте как бы невзначай. Будьте человечнее в отношении своих детей.
- То есть уже в школьном возрасте надо постепенно делегировать ребенку ответственность за собственную жизнь?
- Есть формальные признаки ответственности школы и родителей, вряд ли нужно уходить от этого. Семья является заказчиком и она вправе требовать соблюдения определенных норм. Другое дело, что в этой свободе выбора сам человек выстраивает свою судьбу. Все больше ситуаций, когда родитель в пору выбора будущей профессии сына или дочери говорит: да ты что, это же непрестижная специальность и т. д., а ребенок: нет, мне это ближе, понятней, и я себя здесь комфортнее чувствую.А личности везде нужны, и все равно я состоюсь там как личность.
Собственный выбор - он наиболее правильный. Хотя нам, родителям, иногда хочется другого. Но то, что ребенок в этой части самостоятельный, это здорово на самом деле. Иногда, конечно, есть крайности, но я сейчас не о них. Да, общество должно ограничивать от употребления наркотиков и алкоголя - не все надо пробовать. И ответственность школы перед родителями и перед ребенком сохраняется. Наша задача формировать ее таким образом, чтобы постепенно уходить от своего формального влияния. Постепенно передавать ему на уровне духовного воспитания, нравственных принципов, культуры внутреннюю ответственность. Если мы правильно выстроим учебный процесс и родитель будет двигаться в правильном направлении, тогда все нормально. Трудно представить, если бы мы отвечали за него до 18 лет, а потом вдруг сказали: все, выпустили, снимаем с себя всякую ответственность. Нет, в нашей школе учителя не такие, каждый переживает за своих детей, отслеживаем, где они после школы, чем занимаются. Возможно, поэтому наши выпускники все-таки выделяются своими гражданскими позициями. И культурой - внешней и внутренней.
- Современным школьникам доступна любая информация, они более «продвинутые» по сравнению с предыдущими поколениями. Есть что-то, по-вашему, чего им все же недостает?
- Мне кажется, недостает того, что они умели бы делать сами. Мы очень много теоретизируем, говорим о каких-то высоких истинах, забывая о том, что человек должен приходить к этим истинам собственными маленькими кропотливыми действиями, причем не только на уроках труда, а в целом в жизни, несмотря на то, что она стала очень виртуальной. Дети, кстати, очень чувствуют, что за этой виртуальностью порой ничего не предлагается, и ищут выход сами, например, в спорте. Я говорю о том, что детям надо все-таки что-то делать: лепить, клеить, мы пытаемся вытащить на поверхность их хобби, строить внутреннюю траекторию развития и через это внутреннее чувствование ребенка, заложенное природой.
В делах формируется личность человека. Поэтому современному ученику в этом плане нужно создавать комфортную среду. Значит, нужны кружки, где он может рисовать, лепить, конструировать самолеты и собирать роботов. И важен сам процесс. Даже если на первый взгляд нет результата, он все равно будет. Будет после, причем кратно и в позитиве. Если уберем это из воспитания, возникнет некая усеченность, ее не восполнишь ничем.
По нашим наблюдениям, если ребенок занимается в каком-то кружке, он более гармоничен, социально лучше себя чувствует, более адаптивен, креативен, более вариативен в творчестве, понимает, что жизнь не замыкается на одной книжке или учебнике, она гораздо шире. Чтобы открыть ему этот мир, надо весь учебный процесс перестраивать. В связи с этим у меня большие надежды на стандарты второго поколения. В них сделана попытка развернуть учебный процесс к ребенку: не просто вкладывать в него знания, а попытаться сделать так, чтобы он начал сам думать и делать, выделять характеристики, устанавливать связи. Если они будут внедрены, думаю, это станет точкой роста для общества в целом. И лет через 10 -15 это окупится сторицей. Надежда есть.
Автор: Людмила ФИЛАТОВА