Цуканова Татьяна Владимировна
Цуканова
Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ Сладковская средняя общеобразовательная школа
Территория: Сладковский район
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж: 27 лет
Квалификационная категория: высшая квалификационная категория
Награды:
Почетная грамота Министерства образования, 2001;
Почетная грамота главы администрации ОМО Сладковский район, 2003;
Почетная грамота главы администрации ОМО Сладковский район, 2004;
Нагрудный знак «Почетный работник общего образования», 2007.
В 1986 году сбылась мечта Татьяны Владимировны - она стала учителем начальных классов. Начались годы её педагогического становления.
Год 1991 -95. Девизом молодого педагога становятся «Сделать серьёзное занятие для детей занимательным». Она осваивает игровые технологии. Знакомится с трудами Амонашвили и его принципами гуманизации обучения. Увлечена его идеями, приёмами и методами организации сотрудничества с детьми. Изучает методику опережающего обучения Лысенковой и широко её использует, старается сделать знания детей прочными и гибкими. Увлекается приёмом стихотворчества, театрализации, опираясь на эмоциональный опыт детей. В 1992 году Татьяна Владимировна победитель первого районного конкурса «Учитель года». В 1993 - награждена значком «Отличник народного просвещения».
Годы 1995 - 98. Увлекается Занковской методикой развивающего обучения. Апробирует его программы тогда ещё по экспериментальным учебникам. В эти же годы осваивает приёмы обучения скорочтению по Зайцеву. Знакомится и широко внедряет технологию чтения за звуковым ориентиром Кушнира, использует его авторские учебники «Капельки солнца», развивая детский интерес к чтению и добиваясь высоких результатов техники чтения. Участвует в областных слётах творчески работающих учителей, делится опытом своей работы.
Годы 1998 - 2002. Занимается проблемой развития орфографической зоркости детей. Осваивает новую программу «Окружающий мир» Плешакова, КСО и работу в парах, проблемные методы изучения материала. Участвует в школьном эксперименте, осваивая новый предмет «Основы экологической культуры». Даёт уроки экологии на областном уровне в рамках эксперимента, получая высокую оценку своих педагогических идей.
Годы 2002 - 2006. Обновляются программы традиционного обучения. Татьяна Владимировна работает по программам «Школа России», наполненным новым содержанием и развивающим компонентом. Изучает вопрос «Новые информационные технологии в начальной школе». Осваивает с ребятами новый предмет «Информатика» по программе Е. Бененсон и Паутовой - авторов Занковской лаборатории. Татьяна Владимировна уделяет большое внимание вопросам: «Система работы по развитию способностей и одарённости младших школьников», « Метод проектов как педагогическая и информационная технология». Принимает участие в районной, областной олимпиаде младших школьников.
С 2006 Татьяна Владимировна обучает детей по альтернативной программе традиционного обучения «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, осуществляя новую концепцию в обучении и развитии младших школьников - развитие универсальных учебных действий и формирование основных компонентов учебной деятельности.
Работает над проблемами:
- Особенности организации процесса обучения и возможности использования ИКТ в системе программ проекта «Начальная школа 21 века»
- «Возможности информатизации образовательного процесса и формирования умственной самостоятельности учащихся в рамках УМК «Начальная школа XXI века»
- «Организация коллективной творческой деятельности учащихся как современная технология обучения».
Осваивает методические приёмы:
- Приём моделирования как способ решения учебной задачи.
- Лингвистический эксперимент на уроках русского языка
- Приём развёрнутого толкования слов
- Проблемно-поисковый, исследовательский, проектный метод
- Дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребёнка ( два типа: «мини-макс» и коррекционные тетради).
- Более подробный и научный подход к разборам слова и предложения: синтаксический, по членам предложения, фонетический, по составу, морфологический.
- Педагогическая диагностика успешности обучения
- Уроки творчества как результат свободного творчества группы и др.
Татьяна Владимировна - педагог ищущий, анализирующий, думающий, она вкладывает в свой труд душу, опыт и желание.
Всю жизнь Татьяна Владимировна увлекается поэзией. Она является организатором, сценаристом и автором всех школьных капустников, сценариев многих районных праздников и юбилейных торжеств. Пишет сценарии, режиссирует и сама участвует в районном учительском КВНе. Занимается театральными постановками с учителями и детьми, сочиняет замечательные стихи
Говорят, труд учителя нынче уже не престижен:
Он и премией месячной обделён, и зарплатой обижен,
И «лечебных» нет, к отпускным оклад не добьёшься -
Да, при должности сей «Мерседесом» не разживёшься.
Ну и пусть! А я всё же горда, что учитель.
Может это высокопарно звучит, вы простите.
Но ведь кто-то же помнит меня, до сих пор уважает,
Ну а кто-то, конечно, и косточки перемывает.
Ну и пусть! А я снова двери в класс отворяю,
И все мелочи жизни и горести - всё забываю!
Вот они - двадцать открытых навстречу глаз человечьих.
Они ждут, я ведь вижу, и мне становится легче.
Они ждут. И за это на что готова - не знаю!
Кушнира и Занкова, и Зайцева перелистаю...
Что-то надо найти, до чего-то хочу докопаться,
Жизнь шагает вперёд, вот и я не должна повторяться!
Да, мне трудно, но судьбе благодарна радушно,
Что нам с вами хотя бы на свете жить-то не скучно.
Что для нас для одних каждый раз Новый год
В сентябре наступает, в сентябре и разбег свой берёт.
И живу я на свете - простой незаметный учитель,
Ошибаюсь, учусь... И, судите меня не судите,
Я горжусь: жизнь течёт, изменяется - всё быстротечно -
Может всё перестроиться, но профессия наша - вечна!
Т.В.Цуканова